Rambler's Top100
Газета «Городская жизнь» Вернуться назад
Газета «Городская жизнь»
Новости
Свежий номер
Реклама
О газете
Архив
Досуг
Ссылки









ОБВОРОЖИТЕЛЬНЫЙ МИР. МИР ВИНА

Мой режиссерский кинодебют состоялся довольно рано. После второго курса института кинематографии я снимал свою первую кинокартину. Фильм назывался "В краю белого аиста" и посвящался молдавскому виноделию. Как потом оказалось, было много провидческого и судьбоносного в моем дебюте.

Во время съемок из многих встреч с удивительными людьми – виноделами я на всю жизнь запомнил одну, с Феодосием Трофимовичем Кучеренко. Высокий крепкий богатырь с фигурой Геракла, головой Котовского оказался нежным, тонко чувствующим поэзию и музыку, легко ранимым человеком. Его вина знали на всей территории огромного Советского Союза, да и в Европе тоже. То были гармоничные, изысканные кагоры, бесподобные по букету ликерные вина и потрясающая классика ("Каберне", "Мерло" и т.д.) Его кагор "Чумай" был желанным подарком для женщин любого возраста.

Те три вечера с Феодосием Трофимовичем в его винарне на юге Молдавии в поселке Чумай открыли мне новый обворожительный мир. Мир вина.
– Понимаешь, виноград болеет – я болею, – откровенничал мастер. – Бочку плохо обработали под вино, опять мне беда. Наконец, чувствую, мои поиски удались. Есть хороший результат. Так попробуй сдай это новое вино чиновникам из Министерства! Огромного здоровья стоит. И, наконец, все позади. Захожу в гастроном и вижу мое вино в продаже. Только радоваться не успеваю. Заходит какой-нибудь жлоб и, показывая на мою бутылку, спрашивает: "Сколько градусов?" Тут я немею, слов нет. Ну как объяснить такому покупателю, что если он ищет градусы, то пусть пьет водку или лучше спирт? Кроме градусов там больше ничего и нет! А вино – это же искусство! Это букет вкуса, гармония, бесподобный цвет, послевкусье – это чудо! Вино это здоровье и радость, любовь и вдохновение!

С тех пор прошло много лет. Нет уже с нами Феодосия Трофимовича. Царство ему небесное! По завету старого винодела стал осваивать мир энокультуры (эно – по-гречески "вино"). Нет, я не стал виноделом. Привычным мне журналистским путем провел множество исследований, перерыл много литературы по теме из разных эпох, в архивах обнаружил клады уникальных малоизвестных документов. И я вошел в этот прекрасный, таинственный, бесконечно притягательный мир, где среди действующих лиц означены первобытный человек и Иисус Христос, царь Петр I и Николай II, князья Владимир и Голицын и множество вдохновленных, добрых лиц без звания и титулов. Это – мир энокультуры.

В 1995 году на банкете в белом зале Дома кино в честь столетия кинематографа, представляя коллекцию старых вин для участников, высказывая соответствующие поздравления, я пошутил:
– Все мы вышли из виноградных кустов.
Это вызвало легкое оживление, и за праздничным столом заулыбались. Надо сказать, что участниками банкета были живые классики мирового, советского и российского кино. Они хорошо понимали, о чем говорилось.

Если кинематографу всего сто лет или один век, то театру, из которого вышло искусство кино, намного больше. Первые трагедии появились в древней Греции в VI веке до н.э. И трагедии, и комедии зародились на шумных, безудержных праздниках в честь бога вина и плодородия Диониса. И сопровождалось это огромным количеством выпитого вина, огненными плясками, удалыми песнями, костюмированными представлениями. Хор послушников Диониса укрывался в козлиные шкуры. Трагедия в переводе с древнегреческого и означет – "песня козла". Так появился театр.

Так появилось Искусство. Потому что от этих рубежей (праздников в честь Диониса) начинается не только драматургия, но и литература, поэзия, а акже танцы и музыка. Интересно, что не только искусство, но и вся мировая цивилизация начиналась в странах, выращивающих виноград и производящих вино (древняя Греция, древний Рим, Египет и т.д.)

Что же это за всемогущее чудо такое – вино? Попробуем разобраться. Вино производится из винограда. Виноград живет на земле десятки миллионов лет. Это одна из немногих культур, переживших многие катаклизмы планеты, в том числе ледниковый период. Перебродивший сок винограда потреблял еще первобытный человек. Основными продуктами его питания были мясо диких животных, коренья, плоды, злаки. Это давало ему силы для самозащиты к продолжению рода – к жизни. Без питания предок погибал. Перебродивший сок дикого винограда не был необходимостью. Без него можно было прожить, но с ним было иначе, лучше, интереснее. Вино провоцировало человека на сумасбродство, на подъем духа, на вдохновение. Вино провоцировало человека на игру. А игра по сути – украшение быта, это борьба с рутиной.

Так появилась у нашего предка необходимость или тяга к необычному и чудесному. Так стали появляться первые представления о красоте. Человек стал воображать и фантазировать. Человек стал лучше соображать. Крупнейший западный авторитет в нашей тематике Марк Беллер утверждает, что взаимоотношения человека с алкоголем насчитывают не менее 50 тысяч лет. Это предположение позволило ученому перефразировать известный библейский постулат "В начале было слово" в "В начале было вино"!

В Библии более пятисот упоминаний о вине. Сын Божий Иисус Христос свое первое чудо совершает, обратив воду в вино, а перед своим уходом Он на тайной вечере завещает всем остающимся Свою плоть – хлеб, Свою кровь – вино.

Если в самых высоких исторических, религиозных, антропологических и даже космических аспектах рассмотреть то, что мы так привычно и буднично называем вино, то перед нами откроется чудо, которое оказывается мы еще плохо знаем.

За 100 лет до Рождества Христова мудрец в книге Притчей Старого завета восклицал: "Дайте... вино огорченному душой, пусть он выпьет, и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своем страдании." Вино лечит не только огорченные души, но и многие другие болезни и недуги – этим занимаются амелотерапия и энотерапия. Доктор Эйло (Франция) создает энотерапевтический кодекс, в котором вино излечивает болезни циркулярного аппарата, пищеварительного тракта, печени, дыхательных путей, авитаминоза, нервные, кожные и хирургические заболевания.

Красное вино сегодня незаменимое средство радиационной защиты. Из тех же кабинетов, из которых в 1985 году раздавались команды рубить виноградники, в 1986 году гремели приказы: днем и ночью гнать многотысячные цистерны вина в Чернобыль. Сотням чернобыльцам красное "Каберне" помогло сохранить здоровье.

Удивительно то, что на Западе в странах классического виноделия существуют научные группы и сегодня еще изучающие вино и открывающие его новые удивительные свойства. Может быть, на этом пути таится не одна тайна мироздания?

Так чем же занимается энокультура? Проще всего ответить так – культурой потребления вина. Но это не совсем точно, вернее, не только этим. Наверное, ближе к истине будет такой ответ – осмыслением взаимоотношений человека и вина и изучением многовековой исторической практики. И вот тут в этом непростом деле должны свое слово сказать философы, культурологи, историки, фольклористы, социальные психологи, медики, теологи.

Сразу оговоримся. Было бы по крайней мере наивно с нашей стороны такую привлекательную деятельность как знакомство с вином переводить в плоскость газетной полосы. С вином нужно знакомиться с полным бокалом в руке. Для этого редакция "Городской жизни" призывает своих читателей принять участие... в организации и практической деятельности первого в России центра энокультуры самого широкого профиля и предназначения.

Об этом центре мы подробнее мы вам расскажем в ближайшем номере нашей "Городской жизни", а пока с нетерпением будем ждать Ваших, дорогие читатели, предложений и суждений. И в заключение очень хочется сказать – до встречи, но, пока, к сожалению, только на страницах нашей газеты.

Константин ОСОЯНУ,
кинорежиссер

Фотография открывается в отдельном окне
Фотография открывается в отдельном окне
TopList

Rambler's Top100


Сайт управляется системой uCoz