Rambler's Top100
Газета «Городская жизнь» Вернуться назад
Газета «Городская жизнь»
Новости
Свежий номер
Реклама
О газете
Архив
Досуг
Ссылки









УСАДЬБЫ ЗЕМЛИ МОСКОВСКОЙ

Этой публикацией мы открываем серию статей, посвященных усадебным комплексам, которые были созданы в XVIII – начале XХ века в окружении Москвы, а ныне входят в городскую черту. Они являются памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, с ними связаны судьбы многих представителей высшего слоя русского общества. Текст будут сопровождать планы, которые позволят ориентироваться в композиции усадеб, легко находить отдельные объекты и, таким образом, служить путеводителем для тех, кто захочет их посетить.

Патриархальные древние усадьбы князей и бояр в петровское время сменились комплексами, построенными по правилам европейской архитектуры стиля барокко. Итальянское слово барокко буквально значит причудливый, странный. Так назвали экспрессивные усложненные архитектурные формы. Парки в таких усадьбах имели геометрическое построение, растения стриглись, образуя зеленые стены баскетов. Строя новую столицу в стиле барокко, император не забывал о старой. В Москве он построил ряд церквей и создал пригородную резиденцию на Яузе, рядом с любимой им Немецкой слободой. Головинская усадьба Петра I (так называлась резиденция потому, что дом был куплен у адмирала Головина) стала образцом для подражания и центром тяготения вельмож, которые облюбовали берега этой небольшой реки для строительства своих усадеб.

К середине XVIII века архитектурные сооружения и парки дворянских усадеб приобрели роскошное убранство, соответствующее блестящей эпохе веселой императрицы Елизаветы Петровны. "Архитектурные сказки", создававшиеся великим Растрелли в пригородной императорской резиденции, не сохранились. Лучшее, что осталось от этого времени, – усадьба Кусково – широко известный музей.

Самый бурный период строительства подмосковных дворянских усадеб приходится на время правления Екатерины II. Этому способствовало освобождение дворян от обязательного несения воинской службы и полученные ими экономические привилегии. Век просвещения придал этому "массовому" строительству формы классицизма, утвердившиеся в России во время царствования великой императрицы. Облик зданий стал строже и четче, чем в период барокко. В парках же свойственный для эпохи просвещения дух свободомыслия отразился в возвращении природе ее первородных форм: растения перестали стричь, дорожки, водоемы, рельеф получали плавные, как бы естественные, очертания. Такие парки называются пейзажными или английскими в честь Туманного Альбиона, где родилась эта мода.

С 1830-х годов дворянство уступает свои экономические позиции купечеству, а классицизм – эклектике или, в современных терминах, историзму. В соответствии с новыми пристрастиями переделываются формы многих старых усадеб. Самые существенные изменения в жизнь усадеб принес 1917 год, когда классы дворян и купцов были уничтожены, а служившие им на протяжении нескольких веков усадебные комплексы национализированы и приспособлены для разных нужд.

Несмотря на сложную судьбу в советское время значительная часть архитектурно-парковых комплексов в общих чертах сохранилась до наших дней. Названия большинства усадеб хорошо известны, так как их имена носят окраинные районы Москвы. Начнем нашу рубрику с рассказа об усадьбах на берегах Яузы – реки, которая в легенданые времена служила кратчайшей водной дорогой между Москвой и стольным градом Владимиром, а в XVIII – первой трети XIX века была унизана роскошными пригородными жилищами с парками, спускавшимися к воде.

Усадьба Усачевых-Найденовых (Земляной вал, 53).
На Земляном валу у Высокояузского моста находится усадьба, постройки которой вошли в сокровищницу архитектуры послепожарной Москвы. Усадьба выстроена в 1829 – 1831 гг. архитектором Д.И.Жилярди для богатых купцов-чаеторговцев В.П. и П.Н.Усачевых. Главный дом торжественным портиком обращен к Садовому кольцу. С террасы торца, выходящего к Яузе, плавно спускается пандус, закругляющийся в сторону парка. Этот прием, заимствованный архитектором из Камероновых бань Царского села, в Москве использован только здесь. Чрезвычайно выразительна чугунная скульптура, украшающая пандус и парк, красивы чугунные зонты-навесы над входом в дом. В парке было множество павильонов, из которых до наших дней сохранились только две беседки-ротонды. Их автором считается мастер ампира, ученик Жилярди А.Г. Григорьев. Сохранился в усадьбе и хозяйственный комплекс XIX века: каретный сарай, конюшни, кладовые.

Усадьба Усачевых считается городской, так как Жилярди отстраивал ее после сноса земляного вала, ограждавшего Москву до 1820-х годов. Однако парк усадьбы относится к середине XVIII столетия – периоду барокко. Этот парк террасами спускается к Яузе и имеет четкую регулярную планировку с сеткой взаимоперпендикулярных аллей. Его, как это часто бывало, включили в более поздний ансамбль.

В XIX веке усадьбой владели сменявшие друг друга купцы. При этом роскошь и проявившийся в усадебных постройках изысканный вкус не уступали дворянским. Гостеприимный дом крупнейших чаеторговцев Василия и Петра Усачевых был широко известен в Москве. В память о них мост через Яузу долго назывался Усачевским. Род братьев Усачевых пресекся, с 1854 года усадьба принадлежит купцу Г.И.Хлудову (1821 – 1885) крупному текстильному фабриканту и известному в Москве жертвователю на нужды бедных, затем переходит к его дочери Александре Герасимовне Хлудовой (1856 – 1924). Продолжая дело отца, она вместе с сестрами ежегодно вкладывала средства на расширение и содержание фамильного дома призрения. Дом призрения имени Г.И.Хлудова с храмом преподобного Герасима был открыт в 1888 г. неподалеку от усадьбы, в Сыромятническом проезде (ныне дом 6). Внушительный комплекс был построен по проекту архитектора А.С.Каминского и включал в себя богадельню на 80 человек и дом бесплатных квартир на 150 вдов с сиротами.

Когда А.Г.Хлудова становится женой мануфактур-советника А.А.Найденова, в доме поселяется его брат Николай Александрович (1834 – 1905) – предприниматель и крупный финансист, 39 лет бессменно избиравшийся гласным городской думы. Однако прославили его не должности и звания, а увлечение старой Москвой. На свои средства он издал 14 альбомов, посвященных соборам, монастырям, примечательным зданиям и местностям Москвы. В результате разнонаправленных интересов владельцев в доме собирались представители купеческой элиты, родственники (Прохоровы, Бахрушины, Рябушинские, Карзинкины, Третьяковы), и профессора, обсуждавшие московские древности.

В советское время в усадьбе находился санаторий "Высокие горы", затем разместилась больница для спортсменов. Усадебный парк часто попадал в кинофильмы, в частности, в нем снимали прекрасный фильм "Покровские ворота". Сейчас, чтобы осмотреть интерьеры дома и даже просто попасть на территорию, нужно специальное разрешение.

Елена ЧЕРНЯВСКАЯ

Фотография открывается в отдельном окне
Фотография открывается в отдельном окне
TopList

Rambler's Top100


Сайт управляется системой uCoz