Rambler's Top100
Газета «Городская жизнь» Вернуться назад
Газета «Городская жизнь»
Новости
Свежий номер
Реклама
О газете
Архив
Досуг
Ссылки









ПОЭТ. ИСТОРИК. ДРАМАТУРГ

В день памяти Альфреда Нобеля 10 декабря в Стокгольме прошла торжественная церемония вручения очередных Нобелевских премий. Премия – ровесница столетия. В этом году самой престижной международной награде исполняется сто лет.
За оставшееся до юбилея время мы планируем познакомить вас со всеми лауреатами в области литературы. Их пока девяносто семь (в некоторые, преимущественно военные годы, премия не присуждалась, четырежды ее делили сразу двое).

Первое награждение особенно ответственно. На какой высоте установить воображаемую "планку"?

Потом судьям будет легче: придется оценивать лишь современников. Но в 1901 году за спиной соискателей лежал целый век.

Сразу скажем: наши соотечественники на лавры первого лауреата не претендовали по формальной причине – среди двадцати пяти представленных кандидатур они не значились.

Зато французы выдвинули несколько имен. Специально созданный Комитет по литературе счел наиболее обоснованными претензии всемирно известного прозаика Эмиля Золя. Однако Шведская академия, а именно она выносит окончательный вердикт, предпочла его соотечественника – поэта Франсуа Армана Сюлли-Прюдома. (Знали бы, что Золя не доживет до следующего награждения, может быть, не пренебрегли бы рекомендацией Комитета – так фактор непредсказуемости судьбы с самого начала наложил отпечаток на работу академиков).

Сейчас два эти имени несопоставимы: романы Золя многомиллионными тиражами выходят во всем мире, а творческое наследие Сюлли-Прюдома известно узкому кругу читателей. Но в принятом почти сто лет назад решении есть своя логика. Завещание А. Нобеля требовало отмечать "наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы". С этой точки зрения натурализм Золя, не вызывавший симпатий самого учредителя, не выдерживал конкуренции с идеализмом последнего из поэтов-парнасцев – известной школы, равноудаленной от романтизма и реализма. Первый лауреатский диплом гласит: "За поэтические произведения, отмеченные возвышенным идеализмом, художественным совершенством и редкой гармонией чувства и мысли".

Подтверждая эти слова, приведем одно из стихотворений. Оно так и называется – "Идеал":
Прозрачна высь. Своим доспехом медным
Средь ярких звезд и ласковых планет
Горит луна. А здесь, на поле бледном,
Я полон грез о той, которой нет;
Я полон грез о той, чья за туманом
Незрима нам алмазная слеза,
Но чьим лучом, земле обетованным,
Иных людей насытятся глаза.
Когда, бледней и чище звезд эфира,
Она взойдет средь чуждых ей светил, –
Пусть кто-нибудь из вас, последних мира,
Расскажет ей, что я ее любил.


Это перевод И. Анненского. С переводчиками Сюлли-Прюдому повезло (А. Апухтин, К. Бальмонт, В. Брюсов и др.). Не повезло с российскими издателями: после революции – лишь одна книга и ничем не объяснимое игнорирование составителями антологий, включая "Библиотеку всемирной литературы".

А. Сюлли-Прюдом (1839 – 1907) дебютировал в 1865 году сборником "Стансы и стихотворения". Позднее вышли Сборники "Испытания", "Одиночество", "Напрасная нежность", "Призма" и, уже посмертно, "Обломки". В 70 – 80-е годы основным жанром для него становятся поэмы ("Бунт цветов", "Судьба", "Зенит", "Справедливость", "Счастье"). На рубеже веков он полностью посвящает себя эссеистике ("Поэтическое завещание", "Проблема целевых причин", "Паскаль об истинной религии").

В 1902 году Льва Толстого выдвинули по всем правилам, и никто не сомневался, что премия достанется ему. Бесспорный номер один среди здравствующих писателей. И не почивает на лаврах: новый роман издал – "Воскресение". А возраст такой, что надо торопиться: непременное условие – награждать при жизни. Но мировоззрение позднего Толстого, выраженное в ряде статей, настолько шокирующе действовало на шведских академиков, что кандидатура автора "Войны и мира" оказалась отвергнутой. Выбор их пал на... немецкого ученого Теодора Моммзена. Так возник первый прецедент награждения за конкретное произведение: пятитомную (четвертый том, к сожалению, остался недописанным) "Историю Рима", отмеченную несомненными литературными достоинствами.

И снова не откажешь в мудрости судьям: никому из писателей Толстого не предпочли, к тому же лавры присудили претенденту старше его на десять лет. (Основным соперником лауреата стал английский философ Герберт Спенсер, также разменявший девятый десяток).

Т. Моммзен (1817 – 1903) – автор ряда монументальных трудов по античной истории "Римское государственное право" и "Римское уголовное право", коллективных "Свода латинских надписей" и "Сокровищницы латинского языка"); активный общественный (был президентом Берлинской академии наук) и политический (многолетний депутат рейхстага) деятель. "История Рима" до сих пор переиздается большими тиражами, в том числе – единственная из книг Моммзена – в России.

Имя лауреата 1903 года – Бьернстьерне Бьернсона (1832 – 1910) – не вызвало бы недоумения, не будь он младшим соотечественником оставшегося без награды великого Генрика Ибсена. Но – есть пророк в своем отечестве! Для Норвегии это Бьернсон.

Слава пришла к нему в двадцать четыре года, с появлением повести "Сюнневе Сульбаккен" – на редкость поэтичного повествования о жизни и любви простых крестьян. Потом Бьернсон напишет много стихов, пьес, повестей и романов (у нас они издавались неоднократно), вслед за любившим его Толстым займется богоискательством, затем политикой, борьбой за мир, но от всей его деятельности будет веять высокой поэзией, духом древних саг, и именно его, автора слов национального гимна, благодарный народ назовет своим кумиром, воздвигнет ему памятник при жизни.

Европейскую известность Бьернсону принесли драмы "Банкротство", "Редактор", "Перчатка", дилогия "Свыше наших сил". Но и прозаические опыты – "Арне", "Веселый парень", "Свадебный марш", "Пыль", "Флаги в городе и в гавани" (в русском переводе – "Новые веяния"), "По Божьему пути" – оставили заметный след в мировой литературе.

Мы прерываем свой рассказ. Возможно, читатель почувствовал некоторое разочарование. Конечно, составь первую тройку лауреатов Золя, Толстой и Ибсен, она была бы убедительней. Но и те, чьи имена открывают нобелевский список, проверку временем выдержали.

Андрей КРАСИЛЬНИКОВ

Фотография открывается в отдельном окне
TopList

Rambler's Top100


Сайт управляется системой uCoz